ВНИМАНИЕ: ЛЕВОРУКИЙ РЕБЕНОК

КОГДА ФОРМИРУЕТСЯ ЛЕВОРУКОСТЬ, КАК ЕЕ ОПРЕДЕЛИТЬ

Мнения ученых по первому вопросу весьма противоречивы. Некоторые признаки доминирования одной из рук можно уловить уже на самых ранних стадиях развития. У детей, которые становятся праворукими, уже в возрасте 17 дней сила, с которой они сжимают кулачок правой руки, больше, чем левой. По некоторым наблюдениям, праворукий в будущем ребенок в возрасте нескольких месяцев дольше удерживает погремушку в правой руке. Ну а что же служит признаком будущей леворукости?

По данным некоторых исследователей, о леворукости ребенка можно судить уже в три месяца. Именно в этот период у детей утрачиваются так называемые рефлексы новорожденных, в то же время происходит становление позных и локомоторных реакций. Если ребенок леворук, то рефлексы новорожденного быстрее исчезают на левой руке и она как бы раскрепощается и может использоваться для игровых действий.

Неплохой прогноз дает так называемый тонический шейный рефлекс. К четырем неделям ребенок, лежа на спине, принимает типичную позу, называемую позой фехтовальщика.

Если приблизительно 85% времени его головка повернута вправо, правые ручка и ножка распрямлены, а левые конечности согнуты, то, вероятно, ваш малыш — правша. Преобладание левого поворота головы совместно с согнутыми конечностями слева и распрямленными — справа может свидетельствовать о леворукости ребенка. Однако точность прогноза в этом случае меньше. Так, Арнольд Гезелл и Льюис Амес при исследовании 19 младенцев, 9 из которых имели левосторонний рефлекс, 7 — правосторонний, а у 3 не обнаруживалось предпочтительного направления, показали, что все дети с правосторонним рефлексом и с рефлексом в обоих направлениях в 10-летнем возрасте стали праворукими. Из 9 детей с характерным поворотом головы влево четверо стали левшами, а другие пять детей — праворукими. Таким образом, поза леворукого фехтовальщика указывает на возможную леворукость, хотя и не всегда правильно предвосхищает развитие доминантной руки.

Имеются и другие наблюдения о том, что дети, в 4—5 месяцев демонстрирующие предпочтение левой руки, в дальнейшем могут стать праворукими. Это несовпадение, возможно, связано с различными периодами индивидуального развития ребенка. В пользу такого предположения говорит часто встречающееся на первом году жизни предпочтение левой руки для доставания предметов и манипулирования. Постепенно оно сменяется предпочтением правой руки. Причем время, когда это произойдет, зависит от формы предмета. Так, левая рука доминирует при игре с кубиком до возраста 28 недель, с шариком — до 32 недель, а с колокольчиком — до 44—52 недель.

Как уже говорилось, асимметрия рук тесно связана с асимметрией полушарий мозга. Небезынтересно сравнить приведенные нами сведения о ранних проявлениях рукости с данными о развитии специализации правого и левого полушарий мозга. Психофизиологические исследования детей в возрасте до одного года требуют от исследователей большой изобретательности и остроумия. В полной мере эти качества присущи тем авторам, исследования которых мы собираемся описать.

Вот, например, в одной из методик, выявляющих, какое из полушарий мозга специализируется на речевой функции, взрослому через наушники дают послушать запись ряда слов или звуков. Особенность опыта состоит в том, что через правый и левый наушники слова поступают одновременно, но разные!

Если после прослушивания спросить у праворукого испытуемого, что он слышал, то чаще в ответ будут называться слова, которые слышало правое ухо. Дело в том, что сигнал из правого уха поступает в левое полушарие, а оно — речевое у подавляющего большинства правшей! Сигнал же, переданный левому уху, в первую очередь попадает в правое, почти немое полушарие. В результате преимущественного анализа слова в левом полушарии наблюдается так называемый эффект правого уха.

Но как спросить у младенца, что он слышал? Оказывается, это возможно, даже если младенцу два месяца от роду. Когда ребенок, участвовавший в исследовании Анн Энтус, сосал соску, через наушники он слышал пары слов и постепенно привыкал к звуковой стимуляции. И тут исследовательница меняла звуковой стимул, подаваемый либо на левое, либо на правое ухо. В результате ребенок увеличивал скорость сосания. Причем новое слово, услышанное правым ухом, имело большее воздействие на скорость сосания, показывая, что левое полушарие имеет преимущество в восприятии речевых звуков.

Как известно, любые сигналы из внешнего мира преобразуются нервной системой в электрические импульсы, которые подвергаются в мозгу дальнейшей обработке. Деннис Молфиз изучал электрическую активность младенцев в возрасте от одной недели до 10 месяцев. Ему удалось показать, что в отличие от словесных сигналов ответ на фортепианный аккорд или краткий шум более выражен в правом полушарии. Эти исследования свидетельствуют о том, что первые признаки специализации правой и левой половины мозга в ходе естественного развития возникают у ребенка очень рано. Это подтверждают и другие результаты научных исследований. Важным доказательством ранней специализации полушарий мозга являются и анатомические данные. В самой обстоятельной работе изменения 207 экземпляров мозга плодов и новорожденных показали, что кора головного мозга асимметрична еще до рождения! Это означает, что к моменту появления ребенка на свет левое полушарие, еще не владеющее речью, уже обладает предрасположенностью к ее усвоению.

Какое отношение имеют эти научные разработки к проблемам воспитания и обучения леворукого ребенка? Самое непосредственное. Переучивание леворукого ребенка на любом этапе развития чревато вмешательством в сложнейший процесс становления мозговых механизмов умственной деятельности и, в частности, речи.

У 3—5-летних детей в игре при выполнении различных заданий уже четко преобладает ведущая рука. Причем у праворуких наряду с доминированием выявляется различная специализация правой и левой рук. В частности, левая рука лучше выполняет задания по изменению положения в пространстве пальцев и самой руки, быстрее и качественнее определяет форму предмета на ощупь, тогда как правая сильнее, более искусно отбивает ритм, чаще жестикулирует во время речи. Кстати, у слепых взрослых и детей левая рука лучше читает алфавит Брайля. То есть действия, связанные с освоением пространства, с определением пространственных отношений лучше удаются левой руке. Правая же лучше справляется с действиями, организованными в определенной временной последовательности. Различия в навыках правой и левой рук соотносятся с функциями полушарий мозга, однако подобное разделение функций характерно для праворуких.

А что же левши? К сожалению, в литературе отсутствуют систематические исследования по этому вопросу. Однако, если опираться на известные данные, что у 70% левшей специализация функций полушарий головного мозга совпадает с характерной для праворуких, то можно предположить, что разделение функций между руками у левшей совпадает со специализацией правой и левой руки у праворуких. Однако, если учесть возможность управления рукой не только противоположным полушарием, но и одноименным, то картина обещает быть значительно сложнее.

Итак, к 3—5 годам направление рукости установилось. Становится понятно, правша ребенок или левша. Заканчивается ли на этом формирование предпочтения руки? По-видимому, нет. Степень леворукости (праворукости) продолжает нарастать с возрастом ребенка, по крайней мере, до 9—10 лет, а возможно, и в дальнейшем. В ходе этого процесса совершенствуется координация разнообразных движений, требующих участия обеих рук. Длительность становления зрелого соотношения активности правой и левой рук связана с темпами формирования функциональной специализации правого и левого полушарий и, в частности, взаимодействия между ними. Дело в том, что специализация полушарий подразумевает, что любая деятельность “делится” между ними так, что одни этапы выполняются правым полушарием, а другие — левым. При таком устройстве необходимо взаимодействие полушарий, в ходе которого из одного в другое передается информация. Это взаимодействие осуществляется через специальные проводящие пути — комиссуры мозга. Основная из них — мозолистое тело. Мозолистое тело — одна из наиболее поздно созревающих структур мозга. Есть данные, что до 3—4 лет полушария работают почти без связи друг с другом, так как мозолистое тело еще не способно передавать информацию. Его формирование продолжается даже на втором десятилетии жизни ребенка.

Все сказанное имеет непосредственное отношение к развитию сложной двигательной активности ребенка. Так, в мозге правши управлением сложнокоординированными движениями левой руки ведает не только правое, но и левое полушарие. А это означает, что управляющие сигналы должны поступать из левого полушария через мозолистое тело в правое, а оттуда — к нервным аппаратам руки.

Понаблюдайте за двигательной активностью своего ребенка. Вы очень быстро убедитесь, что действия, которые выполняются одной рукой, достаточно редки. В то же время они достаточно просты (за исключением письма и рисования) и состоят главным образом в повторении одного и того же движения (чистка зубов, еда ложкой или вилкой без ножа, расчесывание). Большая часть повседневной двигательной активности требует участия обеих рук, но каждая рука выполняет свою специализированную функцию. Приглядитесь, например, как ваш ребенок развязывает узелок или накидывает кольцо на стержень пирамидки. Наблюдение покажет вам, что одна рука (ведущая) осуществляет активное движение, а другая удерживает предмет. Таким образом, переучивание левши — это не только вмешательство в сложнейший процесс формирования двуруких координации, которое может привести к неуклюжести и неловкости ребенка. Одновременно это вмешательство и в процесс специализации полушарий, что в будущем может оказать влияние на познавательные способности вашего малыша.

Обычно в младшем дошкольном возрасте родители и воспитатели редко обращают внимание на то, какая рука у ребенка ведущая. К тому же дети, которых обучают новым действиям, стараются выполнить их так, как велят взрослые. “Возьмите ложку в правую руку”, “Взяли карандаш в правую руку”,— учит всех малышей воспитательница в детском саду, и они безропотно выполняют ее указания и работают правой, даже если это не очень удобно. Вот так происходит ненасильственное переучивание в дошкольном возрасте. А в результате многие родители и не подозревают, что их ребенок левша, что его переучили. Основные тревоги их ждут впереди, когда ребенок пойдет в школу, начнет учиться и возникнут неожиданные сложности при обучении письму и чтению.

Особенно важно определить ведущую руку перед школой (если у вас есть какие-либо сомнения, то лучше сделать это пораньше, в четырех-пятилетнем возрасте). Почему? Во-первых, потому, что переучивание может отрицательно отразиться на росте и развитии ребенка, осложнить процесс адаптации к школе, привести к серьезным нарушениям здоровья. Во-вторых, потому, что за год—два до школы можно помочь ребенку преодолеть “навязанное правшество”.

Существует несколько вариантов определения рукости. Наиболее распространенным является метод количественной оценки рукости с помощью опросников, включающих от 5 до 20 вопросов, ответы на которые отражают предпочтение одной из рук при выполнении повседневных действий. Нужно отметить, что обычно в вопросниках используются те двигательные навыки человека, которые формируются у него под влиянием среды (того окружения, в котором он живет, тех обычаев, привычек, которые приняты в этом обществе).

Другой подход — оценка участия рук в процессе выполнения различных действий. По мнению немецкого исследователя Ф. Кречмера, для определения рукости “необходимо попросить ребенка продемонстрировать следующие действия: как он поливает цветы, перемещает песок лопаткой, чистит зубы, толкает палкой шарик, достает книги с полки, открывает замок-молнию, зажигает спички, вынимает пробку из ванны и т. д. Предпочитаемая рука может быть определена в рисовании, при рисовании правой и левой рукой узоров и кругов”. Если ребенок выбирает для выполнения всех заданий левую руку и движения выполняются легче и точнее, то ребенок левша. Однако использовать описываемые Ф. Кречмером задания для тестирования рукости не так просто, как кажется на первый взгляд. При определении рукости важно все: где находится предмет, которым нужно манипулировать, где ребенок, как дается инструкция. Поэтому мы предлагаем вам сокращенную батарею тестов, которую вы можете использовать для определения рукости ребенка.

Эти тесты содержат игровые задания, подобранные с учетом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшего школьного возраста. Взрослый должен сесть напротив ребенка (лучше за столом), но не сбоку. Обстановка вашего обследования должна быть спокойной, благожелательной, не следует фиксировать внимание ребенка на том, что вы определяете рукость. Начать можно следующими словами:

“Сейчас мы с тобой поиграем” или “Давай-ка мы поработаем вместе, я буду давать тебе задания, а ты постарайся их хорошо выполнить”. Все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребенком строго на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки.

Первое задание. Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш (фломастер), предложите ему нарисовать то, что он хочет (или может). Не торопите ребенка. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: “Я не умею”, “У меня не получится”. Можете успокоить его: “Я знаю, что это трудно, нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся”, подбодрить, сказать, что он делает все верно. В этом задании учитывается не только, какой рукой ребенок работает, но и при работе какой рукой лучше качество выполнения рисунка.

Второе задание. Ребенку предлагается несколько коробков, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Задание: «Найди спичку в одной из коробочек». Ведущей считается та рука, которая совершает активное действие (открывает, закрывает) .

Третье задание. «Построй колодец из палочек (спичек)».

Четвертое задание. Нужен небольшой мяч (теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и взрослый просит бросить ему мяч несколько раз.

Пятое задание. Вырезание ножницами по контуру рисунка любой открытки (вырезать цветок, зайчика. Чебурашку и т. п.).

Шестое задание. Нанизывание бисера (или пуговиц — для младших школьников) на иголку с ниткой или нитку с проклеенным кончиком. Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение независимо от того, в какой руке ребенок держит иголку.

Седьмое задание. Выполнение вращательных движений. Ребенку предлагают открыть несколько пузырьков (2—3) с завинчивающимися крышками. Ведущая та рука, которая более активна. Учтите, ребенок может держать пузырек за крышку, а крутить сам пузырек.

Восьмое задание. Развязывание узелков. Заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнура средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит узел).

Девятое задание. «Построй из кубиков дом, ограду и т. п.». Как ведущая оценивается рука, чаще берущая, укладывающая и поправляющая кубики.

Для того чтобы не держать в уме результаты выполнения заданий, удобно занести их в таблицу.

При выраженном предпочтении левой руки ставится знак «плюс» (+) в графу «Левая рука», при предпочтении правой — в графу «Правая рука». Если при выполнении теста ребенок одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак «плюс» ставится в графу «Обе руки».

Фамилия, имя ____________

 

 

Дата тестирования_________

Возраст_________

 

 

 

Тесты

Левая рука

Обе руки

Правая рука

1.

+

 

 

2.

 

+

 

3.

 

 

+

 

Последний, но очень важный этап работы — выяснение, имеются ли у ребенка родственники-левши (братья, сестры, родители, бабушки, дедушки). Этот вопрос выясняется в беседе с родителями (если тестирование выполняет учитель). При наличии семейной леворукости заносится знак “плюс” в графу “Левая рука”.

Леворуким считается ребенок, получивший больше плюсов в графе “Левая рука”. Если такой ребенок берет ручку в левую руку и пытается писать ею, нецелесообразно его переучивать и заставлять писать правой рукой. Переучивание отрицательно сказывается на формировании функциональных систем развивающегося мозга. Но даже если ребенок получил больше плюсов в графе “Правая рука”, но рисует левой рукой и качество рисунка выше, чем при рисовании правой рукой, не следует принуждать его писать правой рукой (в том случае, если он сам пытается писать левой).

При выборе ведущей руки (т. е. фактически при определении, какой рукой ребенок будет писать) возникают некоторые сложности у амбидекстров (тех детей, которые одинаково хорошо владеют и правой, и левой рукой). Действительно, как быть, если ребенок одинаково хорошо владеет обеими руками? Часто взрослые придерживаются такой позиции: “Какую руку ребенок чаще использует, пусть такой и пишет”. Но одно дело причесываться левой рукой или завинтить гайку, а другое дело — писать, рисовать. Существует даже специальный термин “графическое функциональное превосходство” одной руки над другой, когда ребенок именно рисует и пишет одной рукой лучше, чем другой. А есть “бытовое функциональное превосходство”, определяющее, какой рукой ребенок держит ложку, ножницы, расческу, какой рукой складывает кубики и т. д. Французские ученые, специально изучавшие эти виды предпочтения рук, показали, что есть дети левши по графическим навыкам и правши по бытовым и наоборот, правда, такие случаи редки. Как правило (в 90% случаев), “графические” левши оказываются и бытовыми левшами. Есть дети — амбидекстры и в бытовых, и в графических действиях. Видите, какое разнообразие вариантов, и каждый из них может быть тем единственным случаем, который вы и должны будете определить. Поэтому еще раз разберем некоторые возможные варианты:

1. Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, то есть одинаково хорошо пишущие и рисующие правой и левой рукой. Как правило, эти дети — левши, но дома или в детском саду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму идет легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество письма может быть неудовлетворительным (мы разберем подобные примеры в следующих разделах).

2. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой. На практике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть травма правой руки, нарушение моторных функций правой руки. В этом случае целесообразно учить ребенка писать правой рукой.

Эти примеры показывают, как важно вовремя и правильно определить ведущую руку. Внимание и терпение — все, что от вас требуется для этого. В сложных случаях лучше обратиться к специалисту.