ЕСЛИ МАМА ЛЕВША, ИЛИ КАК НАСЛЕДУЕТСЯ ЛЕВОРУКОСТЬ

Вопрос о наследовании леворукости не является чисто научным. Решение некоторых практических проблем воспитания ребенка зависит от ответа на него. Например, переучивать ли левшу. В истории науки известны многочисленные теории происхождения леворукости. Здесь мы рассмотрим лишь некоторые, наиболее любопытные. Заметим, что все теории, так или иначе объясняющие леворукость, можно подразделить на две группы. Одни ученые считают, что устойчивое предпочтение руки можно объяснить только факторами среды, тем или иным их сочетанием. Другие полагают, что леворукость передается по наследству через генотип человека.

Один из первых серьезных обзоров работ по леворуким принадлежал перу Джексона и был издан в Лондоне в 1905 году. Автор придерживался социальной теории леворукости. Леворукость — результат привычки, а следовательно, всех детей-левшей надо учить пользоваться обеими руками попеременно. В среде последователей австрийского психиатра Зигмунда Фрейда развивалось представление о том, что леворукость не имеет биологических корней, а является результатом эмоционального негативизма. Эти авторы подчеркивали, что во многих языках слово “левый” используется при описании отрицательных качеств человека.

Среди теорий, объясняющих рукость через социальную эволюцию человечества, одной из самых курьезных, но тем не менее пользовавшихся большой популярностью на рубеже прошлого и нынешнего веков, была так называемая теория “щита и меча”. Солдат, прикрывающийся щитом, который он держит в левой руке, надежнее защитит сердце от ударов меча противника, а значит, имеет больше шансов выжить. Правая же рука, владеющая мечом, становится более искусной в манипулировании любыми предметами.

Остается, правда, непонятным, почему большинство женщин — праворукие, ведь они никогда не пользовались ни щитом, ни мечом. О женщинах “позаботилась” другая гипотеза, согласно которой женщина, как правило, носит младенца на левой руке. Это обеспечивает ребенку большую близость к материнскому сердцу, позволяет лучше слышать материнское сердцебиение и, как результат, создает у младенца ощущение комфорта и безопасности.

Ну, а что же сам младенец? Сейчас мы покажем, что он должен стать непременно леворуким. Ведь если мать держит его на левой руке, то правая рука ребенка прижата к материнскому телу, а левая имеет возможность свободно двигаться, что со временем даст ей преимущество в освоении житейских навыков. Таким образом, как правило, у праворуких мам должны быть леворукие дети. Но поскольку коллизия мать — дитя имеет довольно давнюю историю на земле, большинство населения должно быть левшами...

Надеемся, этот пример покажет вам, что легкость конструирования теорий не прибавляет им достоверности, и напомнит о необходимости критического осмысления множества фактов, гипотез и легенд, связанных с леворукостью и часто появляющихся в популярных изданиях.

Довольно давно человек обратил внимание на то, что руки — не единственный пример асимметрии человеческого тела. Это привело к попыткам объяснить асимметрию рук через асимметрию других органов. Так, Аристотель считал, что органы, расположенные справа, мощнее, чем находящиеся слева. Френсис Бэкон предположил, что существует связь между праворукостью и расположением печени справа. Сейчас тру, но установить, кому принадлежит идея о том, что правое левое полушария мозга различаются и это связано с предпочтением руки. По крайней мере, знания о том, что каждая половина мозга управляет противоположной половиной тела восходят к первым векам нашей эры. Основательное исследование мозга двух леворуких женщин в сравнении с мозгом праворуких индивидуумов было выполнено в Англии анатомом Оглом в 1871 году. Огл обнаружил, что мозг левши обладает зеркальной симметрией по отношению к мозгу праворукого человека.

Современные взгляды на этот вопрос не столь категоричны. Так, ряд ученых считает, что анатомические различи мозга праворуких и леворуких не столь значительны, чтобы объяснить разницу функций правого и левого полушарий вообще и предпочтение руки в частности. Основной проблемой является то, что анатомам, как правило, не известно, право рукому или леворукому индивидууму принадлежит исследуемый мозг.

Следует заметить, что если считать асимметрии мозга (анатомические и функциональные) причиной праворукости ил” леворукости, то вопрос о способах передачи по наследству не снимается. Наиболее убедительным ответом являются генетические теории. В пользу генетических моделей говорят результаты обследования детей, взятых на воспитание. Рукость таких детей коррелировала с рукостью биологических родителей, а не тех, кто их воспитывал. Рассмотрим некоторое из этих теорий.

Джерре Леви и Томас Нагилаки предположили, что рукость зависит от двух генов. Один ген определяет полушарие, которое контролирует речь. Как и всякий ген, он имеется в генотипе человека в двух формах, или, как говорят генетики, представлен двумя аллелями. Доминантный аллель L определяет, что речевым будет левое полушарие, а аллель r относит речевую функцию к правому полушарию. Второй ген определяет, какой рукой будет управлять речевое полушарие — находящейся на той же стороне, что и полушарие, или на противоположной. Как правило, полушарие управляет конечностями противоположной стороны. Такой контроль определяется доминантным аллелем С, а управление левым полушарием левой рукой или правым правой рукой зависит от аллеля с. Таким образом, теоретически возможны 4 варианта. Согласно этой гипотезе, большинство людей праворуки и обладают центрами речи в левом полушарии (генотипы LLСС, LrСС, LLСс, LrСс). Слабое место этой модели — предположение о возможности контроля правой руки правым, а левой — левым полушарием, так как это может быть обусловлено тремя вариантами генотипов (LLс, Lrсс, rrсс) (рис. 1).

В 60-х годах Марион Аннет предположила новую генетическую модель наследования рукости, которая утверждает, что в человеческой популяции левши, амбидекстры (обоерукие) и праворукие распределены в соотношении 0,04, 0,30 и 0,66 соответственно и это соотношение объясняется наличием или отсутствием гена, который содержит фактор правого сдвига. При наличии генетического фактора правого сдвига в ходе развития у ребенка, как правило, в левом полушарии формируются центры речи и предпочтение правой руки, которая также управляется левым полушарием.

Если в генотипе ребенка такой ген отсутствует, то такое полушарие становится речевым, а какая рука будет доминировать, определяется случаем. Поскольку каждый ген представлен парой аллелей, каждый из которых получен от одного из родителей, то помимо индивидуумов с генотипом RR (R — фактор правого сдвига) и rr (r — отсутствие фактора правого сдвига), встречаются люди, обладающие генотипом Rr, то есть унаследовавшие фактор правого сдвига только от одного из родителей.

Следует подчеркнуть, что, поскольку фактор правого сдвига определяет лишь вероятность доминирования левого полушария и правой руки, теория Аннет допускает влияние средовых факторов на ребенка, обладающего любым возможным генотипом.

Вот мы и подошли к вопросу о влиянии среды на леворукого ребенка. Оно многообразно. Это не только целенаправленное обучение, но и неосознаваемое подражание ребенка близким взрослым. Это и вынужденное преимущественное использование правой руки при работе с предметами, сконструированными для праворуких, такими как ножницы, швейная машина и т. п. Как реагирует на это влияние ребенок? Какой ценой дается ему результат, столь желанный для родителей и педагогов? Об этом мы поговорим в следующих разделах, а сейчас нам хочется рассказать вам о том, как влияет асимметричный мир на рукость у... мышей.

Почему мы часто рассказываем вам о животных? Ведь книга для учителей и родителей! Дело в том, что предмет нашего разговора — ваш леворукий ребенок — до настоящего времени таит в себе множество загадок не только для вас, но и для науки. Часть серьезных вопросов не может быть исследована непосредственно на человеке, а нуждается в экспериментальной разработке. Если иметь в виду некоторую осторожность в интерпретации данных, полученных на животных, и в переносе их на человека, то эти знания могут послужить углублению наших представлений о леворукости человека — наследника эволюции.